Образовательная система Украины изменилась настолько, что старый закон начал тормозить ее развитие и, прежде всего, движение в сторону Болонского процесса. 1 июля Верховная Рада приняла закон Украины "О высшем образовании".  Президент Украины Петр Порошенко его подписал. Мы попросили ректора НТУ "Харьковский политехнический институт" Леонида Товажнянского прокомментировать новый закон.

Квалификации и научные степени

- Напомню, что Украина присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, и нашу образовательную систему нужно привести в соответствие с его принципами. В связи с этим новый закон предусматривает, что вузы будут выпускать младших бакалавров, бакалавров и магистров. Будут также доктора философии и доктора наук. Доктор наук - это вторая научная степень, получаемая на основе степени доктора философии. Степень доктора наук присуждается специализированным ученым советом вуза или научного учреждения по результатам защиты диссертации или опубликованной монографии либо по совокупности статей, опубликованных в отечественных и международных изданиях, перечень которых утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Еще одна особенность закона – упраздняются специалисты. Выполнить это условие нелегко, но таково требование Болонского процесса. Приема на уровень специалиста больше не будет, а их программы интегрируют в магистерские. Специалисты учились полтора года. Думаю, что магистры после дополнения их программы программой специалиста будут учиться немного дольше.

Зарубежные стажировки

- Новый закон об образовании расширяет возможности для обеспечения мобильности студентов и законодательно упорядочивает различные направления, которые уже реализуются во многих вузах Украины. В законе прямо указывается, что одним из основных направлений международного сотрудничества вуза является содействие академической мобильности ученых, преподавателей и студентов. Прежде всего, речь идет об участии наших вузов в международных проектах и о стажировках студентов за рубежом.

Назначение ректора

- Автономия вуза неразрывно связана с тем, как выбирают ректора. В законе сказано, что ректора выбирает на собрании коллектив вуза, а министерство должно узаконить и подписать контракт. Раньше министерство могло прислать ректора из другого вуза и навязать коллективу свою кандидатуру. Теперь этого сделать нельзя – закон запрещает.

Эта норма важна для вузов. Ректором должен быть человек, который вырос в учреждении, понимает механизм его жизнедеятельности, его структуру. Все разговоры о том, что ректоры выйдут из-под контроля, не имеют под собой основания. Ведь есть контракт, который может быть расторгнут, если ректор не выполняет своих обязанностей. Отчитываться о работе нужно каждый год, коллектив будет видеть ее результаты, и это - лучший контроль.

Карьера в науке

- В соответствии с новым законом изменяется статус кандидата наук: мы переходим на европейское понятие доктора философии. После окончания магистратуры выпускник может поступить в аспирантуру, где по новому закону он должен два года учиться, еще два года - проводить исследования, и в результате – защитить диссертацию. Также можно стать соискателем кафедры и по окончании четырех лет защитить диссертацию.

Чтобы получить ученую степень доктора наук, нужно поступить в докторантуру и окончить ее в течение трех лет либо же написать диссертацию самостоятельно и защитить ее в ученом совете. Это – высшая ученая степень, и она просто необходима в ученой среде как наивысший уровень компетенции специалиста.

Если кандидатская диссертация может быть защищена в ученом совете либо в разовом совете, созданном для данной защиты, то докторская обязательно защищается в полном составе специализированного совета, и это предусмотрено законом. При этом обязательным условием является проверка работ на плагиат.

Вузы также получают право окончательного присуждения ученых степеней.

Нагрузка преподавателей

- В законе введено положение о том, что нагрузка преподавателя должна составлять не 900 часов за учебный год, как сейчас, а 600. Это очень важный вопрос: преподавателю нужно свободное от лекций время, чтобы разрабатывать новые учебные методики, развивать науку и международные связи, ездить на конференции и семинары. Сейчас такого времени у преподавателя мало. Но реализация этого положения возможна только при увеличении числа преподавателей.

Отказ от Госказначейства

- Важным достижением закона является освобождение вузов от необходимости проводить заработанные деньги через Госказначейство. Сейчас эта структура выделяет деньги дозировано: на защищенные статьи, на погашение кредиторской задолженности. Из денег, выделенных на незащищенные статьи, вуз, в частности, закупает все необходимое для выполнения хоздоговорных работ. Оплата через Госказначейство сильно тормозит финансирование научной деятельности, выполнение заказов предприятий и развитие университетов в целом. Теперь в законе четко сказано, что заработанные вузами деньги будут проходить через государственный банк. При этом средства, которые поступают из госбюджета, останутся на обслуживании в Госказначействе.

Автономия университетов

- Все, что имеет сейчас в высшем образовании наше министерство, создано в вузах: научные достижения, международные связи, системы подготовки специалистов, связи с промышленностью, новые технологии. Вуз – по сути своей автономен. Тут создают новые специальности, разрабатывают учебные курсы, следят за качеством обучения. Поэтому по новому закону вузам дадут больше академической автономии, упрощается процесс аккредитации и лицензирования. Вся система вузовского обучения построена на одном принципе: полная автономия вуза. Он сам себе готовит преподавателей, аспирантов, докторов, зарабатывает деньги, ремонтирует общежития и аудитории, строит новые здания. Всем этим процессом руководит ректор при любых условиях.

Оценка качества образования

- Болонский процесс предполагает наличие в стране внутренней и внешней систем гарантии качества образования. Внутренняя у нас есть, но нужна и внешняя. Когда ХПИ входил в состав ассоциации европейских университетов, от нас потребовали предъявить независимую оценку уровня обучения в вузе. Мы обратились к одной из европейских организаций, которая провела обследование, так называемый Зальцбургский семинар.

После создания соответствующей украинской структуры - Национального агентства по обеспечению качества высшего образования - независимую оценку будут давать ее специалисты. Эта организация будет определять качество подготовки в вузах по разработанным критериям, среди них – победы студентов на международных олимпиадах и всеукраинских конкурсах научных работ, состав и квалификация преподавателей, оснащение лабораторий, востребованность выпускников на рынке труда.

Уверен, что создание такой организации - шаг вперед. Да, мы будем подвержены систематическому анализу качества образования, но в то же время будем стремиться его повысить.

ВНО

- Необходимость системы, подобной ВНО, для нас, технического вуза, была понятна задолго до ее введения в Украине. В ХПИ на вступительных экзаменах начали вводить тесты, то есть исключать прямой контакт абитуриента и преподавателя. Поэтому к ВНО мы были готовы. Но в результате анализа работы ВНО за несколько лет стало понятно, что тесты деградировали. Например, в тестах по математике нет классических задач для решения. То есть может оказаться, что человек, получив 200 баллов на ВНО, поступает в университет и при этом не может решить ни одной задачи. Он что-то сопоставил, где-то угадал, где-то просто повезло – и результат готов. Мы категорически против такого положения вещей.

Если не повышать значимость среднего школьного балла, то будет вообще непонятно, кого мы к себе принимаем. В целом, система коэффициентов вошла в закон, и мы этому рады. А начиная с 2016 года, внедряется новый механизм электронного поступления в вузы и автоматического размещения мест госзаказа.

 

Источник: Status Quo