2 февраля 2015 года на базе АО «Харьковский тракторный завод» им. С. Орджоникидзе торжественно запустили первый колесный трактор с установленной инновационной двухпоточной бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссией, которую разработали ученые Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» совместно со специалистами завода.

В течение нескольких месяцев разработка ученых внедрялась и проходила испытания в стендовых условиях, и теперь первый трактор продемонстрировал свои новые возможности, приобретенные благодаря новой установленной трансмиссии. 

На церемонии запуска присутствовали: Генеральный директор АО «ХТЗ» В.В. Губин, технический директор АО «ХТЗ» В.И. Аносов, и.о. ректора НТУ «ХПИ» д.т.н., профессор А.П.Марченко, проректор НТУ «ХПИ», д.т.н., профессор Л.Л.Товажнянский, проректор НТУ «ХПИ», д.т.н., профессор Е.И. Сокол, заведующий кафедрой автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ», зам. технического директора АО «ХТЗ» д.т.н., профессор В.Б.Самородов, декан факультета транспортного машиностроения В.В.Епифанов и др.

DSC_0106

Новая трансмиссия увеличивает производительность тракторов, экономит топливо и одновременно с этим существенно уменьшает психофизические нагрузки на тракториста. Созданная двухпоточная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия для линейки колесных тракторов АО «ХТЗ» - первая оригинальная на постсоветском пространстве трансмиссия, которая уже защищена патентами. При этом она значительно дешевле зарубежных аналогов и позволяет тракторам производства ХТЗ оставаться в бюджетном сегменте рынка, что повышает их конкурентоспособность.

DSC_0130

DSC_0137

«Около двух лет назад НТУ «ХПИ» и ХТЗ подписали новый договор о стратегическом партнерстве, и уже сегодня он дал реальные плоды.  Вместе мы создали продукт, который способен достойно конкурировать на мировом рынке, обеспечивая высокую производительность, качество и при этом оставаться в прежнем ценовом сегменте бюджетной техники. Трактор с новой разработкой будет представлен на выставке в Ганновере (Германия) и надеюсь, заинтересует еще больше потенциальных покупателей», - Владислав Губин.

Новая бесступенчатая трансмиссия дает ряд преимуществ: обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование скорости и силы тяги трактора; повышает производительность труда; облегчает труд тракториста и улучшает эргономику трактора в целом; способствует повышению надежности работы двигателя и тормозной системы трактора; снижает расход топлива, а также имеет цену, меньшую в несколько раз, чем у ведущих мировых производителей. Еще одним важным достоинством новой трансмиссии является то, что она ориентирована не только на установку в новые трактора серии ХТЗ-170/240, но может использоваться на вторичном рынке для тракторов серий ХТЗ-150К, 170 и 172.

DSC_0206

Андрей Марченко поблагодарил руководство завода прежде всего за то, что они поверили в научный потенциал ученых НТУ «ХПИ» и дали им возможность воплотить их замысел на базе ХТЗ. Он также выразил надежду, что и в дальнейшем будут реализовываться инновационные наукоёмкие проекты, реализация которых просто невозможна без тесного сотрудничества университета и промышленного предприятия. 

DSC_0157

Леонид Товажнянский отметил: «Сначала была идея, которая объединила творческие коллективы ученых НТУ «ХПИ» и ХТЗ. Эта идея принадлежит В.Б.Самородову, и он в течение многих лет стремился объединить усилия ученых кафедры и завода и реализовать действительно фундаментальный и глобальный проект. Ею загорелись все – от ведущих ученых и инженеров до молодых сотрудников. Общими усилиями они создали новый образ трактора ХТЗ, который стал своего рода символом успешного сотрудничества предприятия и университета. Такая схема сотрудничества была популярной и раньше, когда существовало много НИИ, а сейчас мы возвращаемся к тому же: под одной крышей разработка проходит три этапа: идея – решение – воплощение».

Евгений Сокол подчеркнул: «Для нас очень важно, что завод привлекает к деятельности студентов и молодых ученых. Таким образом, специалисты могут прочувствовать реалии и условия работы еще со студенческих лет, так они формируют четкое представление, что их ожидает после защиты дипломов. С другой стороны, предприятие получает молодых специалистов уже с опытом работы, поэтому их адаптация на рабочем месте происходит быстрее. Также ежегодно около 200 студентов проходят преддипломную практику на ХТЗ, получают практический опыт, а за последние 3 года более 30 выпускников ХПИ были приняты на работу на завод. Сотрудничество вузов с работодателями определяет гарантию качества образования. Оно заставляет преподавателей и научных сотрудников кафедр работать на мировом уровне и определяет содержание читаемых ими курсов, а также повышает мотивацию студентов».

Новая трансмиссия защищена тремя патентами Украины, особенности ее работы опубликованы в ряде статей в авторитетных научных изданиях. На данном этапе опытные образцы трансмиссии уже изготовлены, проведены заводские стен­довые и ходовые натурные испытания в составе трактора, которые подтвердили эффективность созданной бесступенчатой трансмиссии. В настоящее время новая бесступенчатая трансмиссия ГОМТ -1С установлена на трактор ХТЗ-210, на котором отрабатываться ее микропроцессорная система управления и работа в составе трактора при выполнении сельскохозяйственных технологий.  

Разработанная трансмиссия вызвала большой интерес среди фермеров и специалистов в области сельхозмашиностроения на международной выставке «Агросалон-2014» и на международном форуме по возрождению фермерских хозяйств в Украине «Агропорт-2014».

По словам В.Б.Самородова, новый трактор ХТЗ-240К с бесступенчатой трансмиссией ГОМТ-1С должен быть представлен на ведущих всемирных выставках сельхозтехники, а в течение 2015 года должен быть запланирован выпуск опытной партии таких тракторов. Также необходима быстрейшая реализация проекта по адаптации новой трансмиссии ГОМТ-1С на тракторах серий ХТЗ-150К, 170 и 172 для освоения вторичного рынка. Он также подчеркнул, что возможность устанавливать новую трансмиссию на уже существующие тракторы (вместо старой, ступенчатой) значительно увеличит рынок ее сбыта.

Видеосюжет

Без имени-1

Информационная справка:

На протяжении последних 15 лет ученые кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ» занимаются вопросами совершенствования конструкций и повышением технико-экономических показателей тракторов производства ХТЗ. На этой профильной кафедре под руководством профессора В.Б.  Самородова созданы и развиваются два новейших научных направления – это структурный и параметрический синтез бесступенчатых трансмиссий транспортных средств и пространственно-топологический подход по определению и прогнозированию основных технико-экономических показателей тракторов. Именно в рамках этих новых научных направлений   создана наукоёмкая и высоко унифицированная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия для колесных тракторов классов 4-5. Творческие инициативы ученых, конструкторов и производственников, и их эффективную совместную работу постоянно поддерживают Генеральный директор АО «ХТЗ» Владислав Губин, технический директор АО «ХТЗ» Вадим Аносов, и.о. ректора НТУ «ХПИ» Андрей Марченко, проректор НТУ «ХПИ» Леонид Товажнянский и проректор НТУ «ХПИ» Евгений Сокол.  Активное участие в идеологии и разработке новой бесступенчатой трансмиссии   приняли ученые и аспиранты кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ», заведующий лабораторией, ст. преподаватель Олег Деркач, преподаватели Григорий Аврунин, Сергей Шуба, Иван Яловол, аспиранты Вадим Шевцов, Николай Митцель, Евгений Пилипенко.

Со стороны АО «ХТЗ» большой вклад в реализацию проекта по созданию, изготовлению и испытаниям новой трансмиссии внесли специалисты самых разных служб АО “ХТЗ”, а именно - Каптенков Д.А., Бухалов В.В., Полищук П.П., Лицов В.В., Золотайко В.Н., Денисенко И.В., Федотов В.И., Шейко Н.Ф., Скалий Н.И., Мешканцев А.В., Зосимов Ю.Т., Павлий В.И. – большинство из них являются выпускниками НТУ «ХПИ».